Маркировка, проблемы и перспективы
Текущая ситуация на рынке уже вырисовывается вполне определённо, время и практика последних месяцев расставляет акценты и выявляет проблемы, тщательно игнорируемые в прошлые периоды. Государство определяет темп изменений, заставляя либо приспосабливаться, либо уходить в менее активные ниши, пока они ещё есть. Основным генератором изменений на алкогольном рынке является новый формат УТМ 3.0, требующий поштучного учёта алкогольной продукции.
В рамках данной статьи мы дадим наше видение текущих проблем, их возможное решение и нашу оценку перспектив на алкогольном рынке. Вначале мы поговорим о проблемах, о перспективах же нетерпеливый читатель сможет узнать в конце статьи, если она его зиантересует.
Короткий перечень проблем у типового клиента: пересорт, пересорт и снова пересорт. Проблемы, как легко заметить, идентичны, а вот причины их вызывающие различны и отражают анамнез типового больного, обусловлены его прошлым и настоящим нехорошим поведением, шалостями и злоупотреблением. Как правило, мы видим: необученный работе с автоматизированной системой персонал; неформализованные процессы не предприятии; неактуальную версию информационной системы, окружённую заглушками и заплатами; недофинансированное IT в виде странной конфигурации систем на предприятии, не менее удивительных IT-шников, героически решающих задачи поддержания выросшего зоопарка систем; неоптимизированные под изменения процессы продаж, логистики; отсутствие понимания у высшего руководства того, куда и как должна двигаться компания и, как следствие, недостаток воли и готовности к изменениям. И пересорт, конечно же, как закономерный и заслуженный итог всего этого безобразия.
Коротко пробежимся по проблемам. Коротко, так как каждая заслуживает отдельной статьи, а то и нескольких. Но проговорить необходимо, иначе предложение решения будет повисшим в воздухе и не вызовет у уважаемого читателя и тени столь необходимого в текущий непростой период доверия.
Персонал в массе своей, не умеет работать в АС, не знает её возможностей, боится и не понимает принципов работы. В лучшем случае на предприятии можно наблюдать проклятие Excel, словно раковая опухоль заполонившего все отделы. Сотрудники стараются, если стараются, переносить свой опыт работы в учётную систему, безбожно правя систему, не понимая взаимосвязи объектов, их влияния на учёт в целом. Мы видим вероятностную картину реальности, забитую мусорными данными учётную систему, множество правок. Подобное, разумеется, неприемлемо для поштучного учёта и приводит к неизбежному пересорту. Выход в обучении, настройке прав и ролей, чётких должностных инструкциях. Но добиться без формализации процессов не удастся.
Неформализованные процессы мы можем наблюдать в виде разрывов в логике работы нескольких отделов или в зависимости обработки и последующей фиксации заявок, заказов иных поступивших информационных в отдел сигналов от личности сотрудника. Очевидно, подобное неприемлемо для высоконагруженного предприятия, необходима стандартизация. В пределе наблюдается задержка по времени обработки процесса, замыливание ответственности, потеря управляемости. Ну и пересорт где-то на выходе со всем сопутствующим обременением. Руководителю достаточно собрать сотрудников нескольких отделов, вовлечённых в ключевые процессы, и попросить описать их текущую практику. Будут сюрпризы, ругань и битьё посуды пойдут бонусом. Выход в чётком описании процессов, фиксации в любом стандарте описания процессов, сопряжения с информационной системой. Помните, информационная система фиксирует всего лишь часть процесса, но она важна, поскольку должна фиксировать исторические данные и давать возможность для анализа, взаимодействия с контрагентами и регулирующими органами.
Нередко у клиентов мы видим неактуальные версии учётных систем или страшные самописки (настолько пугающие, что мы храбро их проигнорируем в нашей маленькой статье). Как правило, у клиентов стоят версии отраслевых программных продуктов от фирмы 1С, трудолюбиво разрабатываемых нами (к чему ложная скромность). Но, в силу разных причин, используемые неоптимально. Данному интересному феномену мы посвятим одну из следующих статей. В чём неоптимальность? Учётные системы окружены Excel, персонал не умеет использовать функционал, не произведены настройки прав и ролей, функции учётной системы дублируют внешние системы или встроенные уродливые костыли, не приведена к единому знаменателю нормативно-справочная информация, каналы связи нестабильны, серверная инфраструктура не готова к возрастающей нагрузке в связи с поштучным учётом, нет бесшовной интеграции с ТСД. В подобном случае остаётся обнять и плакать. Выход надо искать в построении чёткого описания текущего состояния IT-ландшафта, поиска понимания текущего состояния учётной системы, вырабатывании плана развития на среднесрочную перспективу.
Рынок до сих пор не отрефлексировал необходимость изменения процессов продаж и логистических: как на складах, так и транспортной. Продавать поштучно, комплектовать индивидуально становится накладно да и технически непросто. Надо думать, считать. На складе идеальной была бы однократная обработка: один раз разместили, один раз взяли. Идеал недостижим, но к нему необходимо стремиться, выстраивая процессы продаж, процессы на складе, работая над зонированием, графиком поставок, продаж, покрытием склада Wi-Fi, массовым внедрением ТСД, интеграцией работы склада в логику работы учётной системы. Особняком стоят проблемы поступления и возврата продукции от клиентов, полной либо частичной проверки – задачи настолько интересные и объёмные, то мы рассмотрим их в одной из следующих статей. При подготовки транспорта, выработке маршрутов, планов доставки вам необходимо обучить персонал, продумать загрузку, проработать на уровне договоров с клиентами и логистическими операторами варианты возможных ошибок, разработать или приобрести программное обеспечение для ТСД. Нагрузка на отдел логистики/доставки/склад становится настолько высокой, что вам жизненно необходимо упрощать и стандартизировать процессы, перекладывая на учётную систему бОльшую часть сервисных функций. Решение видится в использовании сил внешних консультантов, плотной работе с ними, включении высшего руководства компаний в процесс решения и личный контроль за процессом.
Вот мы и подошли к неизбежности включения высшего руководства в процесс адаптации компании к поштучному (помарочному) учёту. Если нам ещё не удалось вас убедить в том, что УТМ3.0 потребует изменения большинства процессов и напряжения всех сил компании, то просим поверить. Тех, кто не убеждён и недоверчив мы рискуем не увидеть на рынке в ближайшие годы. Впрочем, может быть у них бесконечный запас ресурсов, против такого всё тлен. Вам необходимо провести аудит процессов, персонала, текущего состояния IT, взаимоотношений с контрагентами, составить возможные графики поступлений денежных средств – задача непростая, но решаемая. А дальше начнётся творчество, выработка планов изменений на ближайшее время и среднесрочную перспективу. Ваша цель – повысить прозрачность процессов, управляемость и скорость работы компании. Цель достижимая, раньше было бы проще, но сейчас вам поможет мотивация от ФС РАР в виде УТМ 3.0. Это ли не прелесть? Помните, «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие». Вам нужны изменения при работе с клиентами? Придётся меняться и вам, и принципам работы компании.
Так какие перспективы мы видим на рынке? Первое, государство взяло направление на цифровую экономику. И оно не шутит, развитие электронного документооборота, онлайновые кассы, маркировка по большому спектру направлений, отслеживание и детализация всех платежей (в том числе и частных) – не оставляют сомнений. Поштучный учёт на алкогольном рынке – частный случай. Второе, возрастают требования к IT на вашей компании. Вы не вырветесь вперёд за счёт IT, вы лишь выйдете на уровень минимизации потерь. Для дальнейшего роста необходимо повышать анализ данных, как ваших, так и ваших конкурентов. Торговые сети с удовольствием вам предоставят на возмездной основе информацию по продажам, с категориями товаров, ценами, разбивкой по клиентам. А у вас мощное IT, правда? Третье, с рынка очень быстро уйдут стабильно токсичные компании, генерирующие пересорт. Четвёртое, выживут компании, способные продавать либо уникальный товар с услугами, либо стабильные, комфортные для контрагентов (читайте быстрые и предсказуемые), либо имеющие бесконечные ресурсы (например, административные).
Скромно заметим, что роль учётных систем на основе 1С для алкогольного рынка, как «старых» (1С:ЛВЗ,1С:ПБК,1С:КАТАП), так и новой линейки: 1C:ERP, 1С:КА2 и 1С:УТАП 11- только возрастёт. Обращайтесь, договоримся.